Застывшая поэзия

Каллиграфия — застывшая поэзия

Каллиграфия — искусство изображения слова. Каллиграфия – это нечто среднее между рисунком и письмом. Изображенные на листах бумаги или шелка иероглифы выполняют функцию картины – доставляют эстетическое наслаждение и несут определенный смысл. Чтобы понять, в чем же фишка каллиграфии как искусства, начнем издалека. Дело в том, что во всех первобытных культурах понятия «писать» и «изображать» были идентичными. Информацию передавали не буквы и слова, а картинки. В дальнейшем рисунки схематизировались, становились не изображением предметов, а упрощенными знаками, обозначающими эти предметы.

У китайцев такими знаками стали иероглифы, представляющие собой совокупностью письма и живописи, слова и рисунка, понятия и его обозначения. А среди множества стилей каллиграфии есть стиль «Изображение смысла» — когда иероглиф похож на изображаемый предмет, причем при полном соблюдении всех правил начертания иероглифа. Вот например классический иероглиф Дракон и этот же иероглиф в стиле «Изображение смысла»:

Иероглиф Дракон                       

А так как в Древнем Китае написанное ценилось куда больше произнесенного, то искусство написания слов трудолюбивые и терпеливые китайцы довели до совершенства и возвели в культ. Так в мире появилось одно из самых изящных искусств – каллиграфия.

Из Китая каллиграфия пришла в Японию – примерно в V веке н.э. в процессе внедрения в Страну восходящего солнца китайской письменности. Долгое время китайский в Японии считался чем-то вроде литературного языка, и японцы честно писали по-китайски. Потом одумались и стали применять китайские иероглифы по-новому, адаптируя их к требованиям родного японского.

Язык каллиграфии

И в Японии, и в Китае каллиграфия считалась одним из видов изящных искусств, которым, наравне с поэзией и живописью, должен был владеть каждый культурный житель вышеозначенных стран. Красиво написанный иероглиф или строка из стихотворения свидетельствовали о красоте мысли и духа. По качеству почерка угадывался не только уровень образования пишущего, но и его характер и нравственные качества. И если потерять голову от портрета незнакомки – это такая европейская романтика, то влюбиться по почерку – это уже восточная реальность.

Если видео не воспроизводится, перейдите по ссылке http://www.youtube.com/watch?v=5CwHU-TWLNo

Среди общих правил живописи и каллиграфии первое и самое важное – это гармония духа и рождение движения. В каллиграфии вообще это очень важно – ощущение движения. Мы можем не прочитать знаков и символов чужой культуры, но плавное движение кисти, все ее нажимы и повороты от нас ускользнуть не могут. Таким образом, каллиграфия – это не только искусство идеального написания слов, но и искусство идеального духа. А вы как думали? Восточные люди легких путей не ищут.

Каллиграфия — искусство совершенства

Вместе с самим искусством каллиграфии китайцы возвели в культ и, так сказать, орудия труда, «четыре драгоценности ученого» – бумагу, кисть, тушь и тушечницу. Если верить новейшим археологическим исследованиям, древние гадательные надписи на панцирях черепах и бычьих лопатках, относящиеся к эпохе Шан (XVI-XI вв. до н.э.), первоначально наносились при помощи кисти и лишь затем вырезались по кости ножом. Таким образом, история китайской кисти насчитывает, по меньшей мере, три тысячи лет.
С бумагой история примерно такая же. Две тысячи лет назад древние греки и римляне мучились с египетским папирусом, а хитрые китайцы уже наловчились изготавливать бумагу из подручного материала – волокон бамбука, некоторых трав и старого тряпья. Кистью и тушью для письма в Китае пользовались уже в I веке до н.э. (в то время как в Европе китайская тушь стала применяться только в XVII веке). Твердая тушь изготавливалась на основе сажи, которая получалась путем сжигания смолы хвойных деревьев с добавлением специального клея. В особо качественные туши добавлялись мускус и гвоздика – для аромата. Как и подобает культовым фетишам, письменные принадлежности почитались как самые дорогие вещи, требующие особого отношения.

Кроме Японии и Китая, каллиграфия (буквально – «прекрасное письмо») являлась, и является по сей день, одним из направлений исламского искусства. Как известно, в арабских странах запрещено изображать людей и животных. Поэтому все, что остается несчастным мусульманским художникам – это плести вязь орнаментов и букв. Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), попадет в рай. Самыми искусными каллиграфами считались писцы Оттоманской Турции. Поговорка тех времен гласила: «Коран был открыт в Мекке, прочтен в Египте и написан в Стамбуле». Турки создали изящный придворный декоративный шрифт «дивани» и придумали стиль «мусанна» (арабское слово, означающее «двойной»), где одна половина текста является зеркальным отражением другой.

Еще более изобретательной была Арабская вязьразновидность арабского письма, которую можно назвать изобразительной каллиграфией, когда текст (обычно стих из Корана или мудрое изречение) расписан в форме птицы, животного, дерева, лодки, мечети или минарета. И хотя основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе), подлинными виртуозами своего дела становились единицы. Известный восточный афоризм гласил:

«Красота человека – в красоте его письма»

К сожалению, когда в обиход вошли шариковые авторучки, красота письма сошла на нет. А сейчас, с повальной компьютеризацией, люди писать вообще разучатся. Где-то читал, что в США дети уже не могут писать прописью, а пишут только печатными буквами. Где уж тут «Красота человека…»? Вот спросите тех, кто учился в начале шестидесятых. Они еще помнят уроки чистописания, когда перо с нажимом рисует жирную линию, а когда чертит волосок. Да, у них и почерк лучше, и душа светлее — не то, что нынешние «зомби»…

Дело в том, что чистописание/каллиграфия развивает мелкую моторику рук и тем самым развивает мыслительные способности, потому что иннервация мышц кисти руки занимает очень большую площадь (~1/3) в коре головного мозга:

Кому интересен метод развития интеллекта с помощью письма качайте Видеоуроки по каллиграфии (европейской)

А кто хочет больше узнать о европейской и китайской каллиграфии качайте сборник книг по каллиграфии

P.S. Другие упражнеия по развитию интеллекта можно найти в  видеокурсах:

«Эффективные психотехники-1»

«Эффективные психотехники-2»

 

Обратная связь
Если захотите дать мне знать о том, что сказанное оказалось ВАЖНЫМ для вас, — реквизиты для обратной связи здесь.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Запись опубликована в рубрике Самоорганизация. Добавьте в закладки постоянную ссылку.